banner980x244.jpg

201116_00.jpg

201116_00.jpg
17 ноября в Московской областной Думе состоялись публичные слушания по проекту закона «О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Особенностью принятия закона является то, что с этого года основные характеристики бюджета Московской области после принятия проекта закона за основу не могут быть изменены.

Открывая заседание, первый заместитель председателя Мособлдумы Никита Чаплин отметил, что бюджет является главным финансовым документом региона и «принятие закона является необходимым условием дальнейшей реализации социально-экономической политики Московской области, достижения показателей развития, утверждённых в государственных программах и, главное, улучшения качества жизни наших граждан», – пояснил депутат.

201116_01.JPG

201116_01.JPG

Председатель Комитета Мособлдумы по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Мособлдумы Тарас Ефимов в свою очередь рассказал, что перед вынесением на публичные слушания проект бюджета  прошел рассмотрение во всех комитетах подмосковного парламента: «Поступило всего почти 70 замечаний, которые были учтены в подготовке конечного варианта проекта документа».

Министр экономики Московской области Ирина Смирнова представила данные о социально-экономической ситуации в регионе и прогнозных показателях развития. Министерство выходит из прогноза того, что в Московской области будет расти валовый региональный продукт. Если в 2015 году он снизился в отношении к предыдущему году на 2,5%, то уже в текущем году ожидается рост на 0,4%. Предполагается, что данный тренд восстановления экономики будет актуален и в последующие годы: ВРП с уровня в 2,8 трлн рублей в 2015 году вырастит до 3,7 трлн рублей в 2019. Причём основные виды деятельности будут относиться к сфере торговли.

201116_02.jpg

201116_02.jpg

Прогнозируется, что будет происходить и рост инвестиций в основной капитал, в отношении которых регион от падения в 2015 году перейдёт к умеренному росту уже в текущем. Общий их объём с  640 млрд рублей в 2015 году вырастит до 845 млрд рублей в сопоставимых ценах в 2019.

 

Ещё более позитивно выглядит прогноз роста промышленного производства. В 2015 году в Российской федерации по этому показателю произошло снижение на 3,4%, а в Подмосковье даже в этот тяжелый для экономики год наблюдался рост 5,4%. Тенденция продолжится и в этом году – 7%. Ожидается и рост средней заработной платы. Если в прошлом году она составила в среднем по региону 40,6 тысяч рублей, то уже в текущем ожидается уровень в 42,9 тысяч рублей, а в 2019 – она превысит 50 тысяч (50,6).
201116_03.jpg

201116_03.jpg

В совокупности данные тенденции (а также другие показатели) дают переход к росту совокупной прибыли региона в текущем году 4,3%, после падения на 5,2% в 2015.

Выправление экономической ситуации позволяет региону придерживаться принятых направлений в бюджетной политике. Как рассказал министр финансов Московской области Антон Котяков, она заключается, прежде всего, в безусловном выполнении взятых на себя социальных обязательств, в выполнении Майских указов Президента, развитии доступной и качественной медицины и др.

В процессе подготовки бюджета министерство финансов исходило из того, что в 2016 году общие его доходы составят 409,5 млрд рублей, из них  366 млрд – налоговые поступления. В 2017 году доходы бюджета ожидаются в размере 388,5 млрд рублей. Снижение произошло за счёт снижения безвозмездных поступлений с 42,3 млрд рублей до 5,5 млрд. Но уже в 2018 году регион выйдет на объём бюджета в  409,6 млрд рублей, при том, что безвозмездные поступления останутся на том же уровне.

201116_04.jpg

201116_04.jpg

Строгое соблюдение всех взятых социальных обязательств и инвестирование в развитие инфраструктуры и производства в регионе приводит к тому, что расходы на данный момент превышают доходы. Однако если в 2016 и в 2017 годах превышение составляет  9,9% и 8% соответственно, то уже в 2018 году этот показатель упадёт до 1,7%.

Отрицательная разница в доходах и расходах требует привлечения заёмных средств, за счёт чего будет происходить плавный рост государственного долга Московской области. Если на 1 января текущего года он составил 29,2% от дохода, то в 2017 году этот показатель прогнозируется на уровне 32,4%, а в 38,7%. Как отметил Антон Котяков, большинством экономистов и финансистов мира признано, что размер долга до 50% от дохода является безопасным и приемлемым для поступательного развития. Учитывая, что средства, направляемые на обслуживание госдолга Подмосковья, будут тоже увеличиваться (с 2,1% дохода в 2016 до 4,2% в 2020), то существенного его увеличения после 2018 года не ожидается.

При этом доля расходов социального характера в 2017 году возрастёт до 77,9% и составит 323,7 млрд рублей (против 298,3 млрд в 2016). В частности, возрастут субвенции муниципальным школам и детским садам – 86 млрд рублей. На социальную поддержку отдельных категорий граждан будет направлено 76 млрд рублей. На оплату труда работников государственных бюджетных учреждений Московской области будет направлено 43,5 млрд рублей.

В 2017 году 6,3 млрд рублей будет направлено на строительство школ в целях ликвидации второй смены, 2,5 млрд рублей – на оборудование учреждений здравоохранения, а 1,1 млрд рублей – на специализированную помощь онкобольных. Таким образом, соблюдается главный принцип бюджетной политики – выполнение социальных обязательств.

Также принято решение о предоставлении дотаций муниципальным бюджетам на уровне не ниже текущего года, несмотря на принятые изменения в расчёте нормативов их предоставления. Это позволит не только сохранить объём дотаций муниципалитетам, но и увеличить его на 11% - с 32 до 35,6 млрд рублей. Данные средства направляются на  выравнивание обеспеченности местных бюджетов. Более того, на 512 миллионов снизится размер изъятия чрезмерных доходов наиболее обеспеченных муниципалитетов – с 2,4 до 1,8 млрд рублей.

После завершения представления докладов собравшиеся получили возможность задать интересующие их вопросы. Прежде всего, интересовали вопросы повышения заработных плат сотрудникам образовательных и медицинских учреждений и работникам других бюджетных сфер, а также предоставление льгот отдельным категориям граждан.  Представителей органов власти муниципалитетов интересовали нюансы предоставления дотаций по нормативам.

Подводя итоги заседания, Никита Чаплин поблагодарил собравшихся за участие и отметил, что Итоговый протокол публичных слушаний с рекомендациями в ближайшее время будет размещен на сайте Думы.

В мероприятии также приняли участие министр социального развития Московской области Ирина Фаевская,  и.о. министра образования Наталья Пантюхина, министр здравоохранения Дмитрий Марков, председатель контрольно-счётной палаты Московской области Татьяна Крикунова и главы муниципальных образований.